+7 (495) 664-51-18
+7 (926) 551-20-26

Режим работы

пн-вс 9:00 - 23:00 ч.

ИКОНОПИСЕЦ БОРОВИКОВСКИЙ ВЛАДИМИР

55d02d11272ee-200x200

Владимир Лукич Боровиковский (1758-1826). Его жизнь полна мистических совпадений и ярких сюжетов.

Работы кисти Боровиковского почитали за честь иметь в фамильных картинных галереях сливки русского общества. А его религиозная живопись до сих пор поражает силой и мастерством.

Родился Владимир Лукич в городе Миргороде в семье казачьего старшины, потомственного иконописца Луки Боровика. Начальное образование получил у отца. До тридцати лет жил в родном городе, где вместе с отцом и братьями (Василием, Иваном и Петром) расписывал иконостасы церквей, в том числе Троицкую церковь в родном Миргороде, писал портреты. Ранние работы относятся к украинскому барокко.

Дальнейшую его судьбу определила внезапная удача. В 1787 году Екатерина Великая отправилась в крымское путешествие. Для кременчугского путевого дворца, где должна была остановиться царственная особа, поэт и предводитель губернского дворянства Василий Капнист заказал Боровиковскому две работы. Картины приглянулись императрице и провинциальный маляр отправился в северную Пальмиру, где его учителями стали признанный портретист Дмитрий Левицкий и австрийский мастер парадного портрета Иоганн Баптист Лампи Старший.

Большинство работ Боровиковского в ранний петербургский период — камерные женские портреты-миниатюры, написанные в духе сентиментализма, ставшего популярным течением русской культуры конца XVIII века. Они были так прекрасны, что Петербург полнился слухами о связи художника с масонами и подозрениями относительно его участия в проведении неких мистических масонских ритуалов.

А как еще объяснить такой успех уже не юного провинциального самоучки? «Портрет императрицы Екатерины ІІ на прогулке в Царскосельском парке» (1794) — первый камерный портрет императрицы в истории русской живописи и принадлежит кисти Боровиковского. На полотне изображена немолодая женщина в «домашней одежде», гуляющую с любимой собачкой. Екатерине портрет не понравился, поскольку был лишен блеска и пафоса и для дворцовой галереи его не приобрели, однако, Владимир Лукич стал «назначенным» в академики, а за портрет великого князя Константина Павловича был удостоен звания академика.

Портреты живописец писал «для публики», а религиозная живопись была его отдушиной, которой он предавался без всяких меркантильных соображений. Может быть, именно это делает его церковные полотна не просто религиозным рисунком, а поэзией, застывшей в красках.

Божественные изображения Боровиковского лишены страдающих и аскетических лиц, следов мучений. На них внимательный зритель увидит благость и безмятежность, застывшее время. Лучшая работа этого рода — «Благовещение» в Казанском соборе.

В основе иконописных работ последнего года жизни художника прослеживаются идеи пророчества, Божественного милосердия и утешения в печалях.

Работы Боровиковского не стареют со временем. Они приобретают новые грани и оттенки, вселяют уверенность в будущем. Ведь приобретение работ мастера такого уровня — это самые надежные инвестиции в завтрашний день.

Экономические кризисы могут обесценить все, кроме предметов искусства.